Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

Очень важным этапом в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями является познание. Арт-терапия с детьми с ОВЗ позволяет развивать ту часть мозга, которая отвечает за решение задач, а также адаптацию к окружающему миру. Кроме терапии, связанной с изобразительным искусством, могут применяться такие способы, как музыка и танцы. Выбор метода воспитания и развития личности во многом зависит от возраста, сложности дефектов, а также психологических особенностей детей.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в первую очередь подразумевает совместное рисование. Фундаментом такого способа помощи детям является цветовая система. После того, как будет сделан рисунок, педагог и психолог смогут увидеть, какие цвета используются ребенком чаще всего. Это и будет сигналом к его эмоциональному состоянию. Помимо того, что арт-терапия дает возможность провести диагностику психического состояния ребенка, она дает возможность раскрыть художественные способности.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

После выполнения работы по рисованию учитель обязательно проводит беседу с ребенком. В результате такого общения у малыша появляются коммуникативные навыки, а педагог выясняет важные для себя особенности: что составило трудность во время рисования, почему он решил выбрать тот или иной цвет, что в работе нравится, а что хотел бы изменить. Важно учесть, были ли у ребенка колебания в настроении во время творческого процесса, и какими они стали после его окончания. Вопросы могут зависеть от сложности ОВЗ.

Чтобы анализировать рисунок ребенка, педагог должен учитывать следующие нюансы:

  • насколько быстро он был сделан;
  • какой характер имеют формы и линии на изображении;
  • какие цветовые тона будут преобладающими. Так, яркие краски говорят о том, что ребенок имеет творческое начало, а темные – о серьезных внутренних переживаниях. Светлые краски на рисунке, по мнению психологов, являются признаком чистой души и внутренней доброты.

Виды рисования в качестве терапевтического эффекта для детей с ОВЗ

Существует такие варианты арт-терапии:

  1. ИЗО. Для такого творчества используются краски и листы бумаги. Красок должно быть как можно больше, чтобы ребенку было легко выбрать тот цвет, который отражает его внутреннее состояние. Иногда педагог включает музыкальные записи, что позволяет создать расслабляющую обстановку. Суть этого метода такая: каждому ребенку дается лист бумаги и предлагается нарисовать то, что он хочет. Если ребенок никак не может придумать, то учитель может подсказать ему. С помощью рисования можно развить социальный аспект жизни. Для этого дети собираются в группу по 3-5 человек. Им дается лист больше стандартного размера, на котором они должны нарисовать что-то общее. При этом рисунок не будет иметь границ для каждого отдельного участника. Во время рисования дети могут общаться, если им захочется, или каждый рисует отдельно. При этом неважно, чтобы общий или отдельный рисунок имел какой-то смысл. После творческого процесса очень важно провести анализ. Для этого все дети собираются и им задаются вопросы: какие у них были чувства во время рисования, удалось ли им передать это. Считается, что округлые формы свидетельствуют об устойчивости психики и хорошей приспосабливаемости к окружающим.
  2. Свободные действия. В этом случае все дети будут рисовать индивидуально. Но анализ рисунка будет проводиться в коллективе. Кроме того, что о рисунке рассказывает сам автор, о нем еще могут высказаться другие участники.
  3. Коммуникативное ИЗО. Совместное рисование группой в таком случае проводится с исключением вербальных контактов, несмотря на то, что у них должна быть одна тема изображения. В итоге идет оценка отношений ребят, которые сложились в процессе работы.
  4. Совместное творчество. Во время этого процесса педагог анализирует, каким образом происходит процесс построения отношений с другими членами коллектива. Таким образом, психологам будет проще определить, в какой части коллектива ребенок с ОВЗ себя лучше ощущает, комфортно ли ему или нет.
  5. Дополнительное ИЗО. Начав рисовать что-то одно, ребенок отдает свой листок по кругу, и каждый участник добавляет на иллюстрацию что-то индивидуальное.

Благодаря арт-терапии можно лучше понять ребенка, активизировать его взаимоотношения с коллективом и увидеть отражение внутренних мыслей ученика, которые могут нуждаться в корректировке специалистом.