Как определить, что у моего ребенка речевая задержка?

Задержка речевого развития у детей

Для большинства родителей наиболее волнующим моментом развития их малыша будет начало речевой деятельности. Обычно родители начинают беспокоиться, если у ребенка задержка речевого развития. Что делать в таком случае? Прежде всего, стоит убедиться в том, что речевой аппарат малыша действительно тормозит в развитии.

Родители думают, что развитие речи в детстве является основным показателем умственного движения малыша. И поэтому при первых же подозрениях на такой дефект, тут же начинают бить тревогу. Но это не совсем правильный вывод. Развитие речи, скорее, свидетельствует о том, что у ребенка замедляются коммуникативные навыки, но не умственные способности.

Когда малыш должен начать говорить?

Определить задержку речевого развития ребенка можно в первую очередь по времени разговоров. Обычно детки начинают лепетать на второй год жизни. Если после рождения, он активно накапливает информацию, наблюдая за окружающим миром, то в конце второго года ему уже захочется рассказать о том, что он узнал. С этого момента жизни ребенок, как правило, готов к тому, чтобы принимать активное участие в том, что вокруг него происходит.

Возраст 2-х лет является идеальным для развития речи и в плане развития мозга и мускулатуры аппарата, ответственного за эту функцию. Поэтому ему остается только начинать всем этим пользоваться.

Причины задержки речи

Чтобы начинать проводить занятия для детей с задержкой речевого развития, нужно выяснить, какова причина такой патологии.

Существует несколько основных факторов, которые приводят к такому следствию:

  1. Слабый тонус мышц лица или неразвитая мускулатура рта. Это определяется по тому, как ребенок кушает. Если ему не нравится твердая пища, и он часто во время обеда роняет еду на пол, то, скорее всего, это говорит о плохо развитом мышечном тонусе. При этом ребенок чаще всего дышит ртом и у него высокое слюноотделение. Чаще всего, такое происходит у детей, которые по разным причинам рано перестали пить грудное молоко. В таком случае идеальным вариантом решения проблемы будут различные действия вместе с родителями:
  • Свистеть и дуть. Когда малыш будет сводить губы вместе, дуть мыльные пузыри, то он сможет разработать речевой аппарат. Для того чтобы оказать помощь малышу, можно специально купить ему различные игрушки, способствующие свисту.
  • Сосательные рефлексы укреплять можно, если предлагать ребенку пить жидкость через трубочку.
  • Имитация звуков. Спрашивать у малыша, как делает кошечка и корова, оказывается, очень полезно. Такие игры тоже способствуют улучшению речевого аппарата.
  1. Плохая концентрация слуха. Это можно определить, когда ребенок плохо понимает разговор, если он состоит из большого количества длинных предложений. Чтобы развить слуховое восприятие, советуется читать ребенку вслух. Во время этого можно заменять знакомые истории на свои собственные, привлекая таким образом внимание. Во время прогулки можно показывать на предметы и говорить их название.
  2. Сложности со слухом. Если у ребенка проблемы со слуховым аппаратом, то и процесс умственного развития замедляется. Поставить диагноз должен специалист. Если вовремя заметить проблему, то можно стимулировать деятельность слуховых проходов. Выявить проблемы со слухом в зависимости от возраста можно так:

У новорожденного должна быть реакция на хлопки. Материнский голос успокаивает.

  • В 4 месяца на улыбку малыш должен отвечать тем же.
  • В 7 месяцев малыш должен издавать простые звуки.
  • Начиная с 7-месячного возраста, малыш будет реагировать на речь родителей и других взрослых.