Нарушение коммуникации у детей с нарушениями речи

С каждым годом в медицинской практике все чаще встречаются нарушения речи у детей. Эти патологии приводят к нарушениям познавательных и психических процессов у ребенка. То есть, любое нарушение речи в детстве в дальнейшем приводит к проблемам в развитии.

Нарушение коммуникации у детей с нарушениями речи

Детям, у которых нарушена речь, довольно сложно развиваться, и что самое главное, им сложно устанавливать новые контакты, поддерживать коммуникацию на должном уровне. В самых тяжелых случаях речевых нарушений дети могут полностью отказаться коммуницировать с кем-либо.

Детей, у которых присутствуют какие-либо нарушения речи, отличает замкнутость, довольно резкое поведение, повышенная пластичность эмоциональных и психических процессов. Отмечается также наличие чувства ненависти по отношению к другим и к самим себе. Такое специфическое поведение детей с речевыми нарушениями приводит к тому, что им сложно адаптироваться в социуме, где коммуникация один из основных видов взаимодействия.

С другой стороны, факторы коммуникации имеют непосредственное влияние на то, как развивается речь у детей, независимо от того, какой их возраст и какое нарушение речи присутствует.

Логопедическая практика располагает немалым количеством фактов, что нарушение коммуникации в детстве возникает не столько от самих речевых нарушений, сколько от реакции ребенка на само нарушение. При этом ребенок может неадекватно оценивать тяжесть нарушения. Это значит, что проблемы с речью у детей сопровождаются эмоциональной неустойчивостью, зажатостью, робостью, ригидностью всех психических процессов.

Нарушения речи приводят к снижению потребности общаться. Причина тому неумение выстраивать монологи и диалоги. Это мешает двустороннему общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Следствием является проблематичность использования речи в качестве средства коммуникации. Во избежание таких проблем ребенку требуется квалифицированная помощь специалистов.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить: речевые нарушения у ребенка приводят к проблемам в развитии навыков коммуникации. Возникающие застенчивость, робость, нерешительность и агрессия в дальнейшем приводят к отсутствию проявления инициативности в общении, снижению контактов, неумению поддерживать беседу и выполнять социальные роли.

Таким образом, коррекция нарушенных коммуникативных навыков у таких детей должна брать свое начало именно с исправления дефекта, с устранения патологии.