В связи с тем, что психологическая помощь детям, страдающим аутизмом, в первую очередь связана с возможностью стать частью общества, все методы обучения направлены на эту цель. Очень важно, чтобы действия специалистов были комплексными, и при этом учитывались индивидуальные особенности малыша.
Самое важное, что должны будут сделать психологи и педагоги с ребенком, имеющим симптомы РДА, так это вовлечь его в общение и совместную деятельность. Для этого с ним нужно наладить контакт. Нижеуказанные рекомендации по общению с детьми, страдающими аутизмом, были составлены ведущими психологами и педагогами, которые являются специалистами в данном заболевании.
Особенности психолого-педагогической помощи детям состоят в следующих моментах:
- Когда ребенок говорит, что не хочет заходить в комнату к вам, то не стоит настаивать. Пусть остается стоять на пороге столько, сколько захочет. Это уже будет плюсом, что он не убегает от вас совсем.
- Прежде чем пытаться завязать с ним дружбу в учебном помещении, следует позволить ему остаться в комнате самому. Так ребенок сможет исследовать помещение, и ему уже будет не так страшно.
- Следует отказаться в комнате от ярких предметов и тех, что издают какие-либо звуки.
- В первое время нужно соблюдать дистанцию с ребенком. Зрительные и тактильные контакты будут уместны через некоторое время.
- Обязательно следует работать над своей интонацией, контролируя речь. Голос должен быть тихим и спокойным.
- Не настраивать себя на то, что занятия будут проходить около часа. Если ребенок устал, то следует закончить.
Расстройство аутистического спектра требует особого отношения к ребенку в процессе его обучения.
Ведущие педагоги составили некоторые рекомендации, позволяющие улучшить обучение:
- Хвалить ученика с аутизмом следует не за результат, а за приложенные усилия. Обычно ученики не получают оценку за то, что «старались». Но того требуют особенности развития детей с РДА. Им важно знать, что они все делают правильно еще в процессе работы, а не после того, как получен результат. В отличие от других детей, рисование или написание букв в тетради требует большего времени. Поэтому в процессе его важно награждать. Некоторые педагоги, например, клеят в тетрадь звездочку не после окончания упражнения, а на его основных этапах. Написал предложение – держи звезду! Но при этом стоит учитывать, что важно поощрять не только само выполнение работы, но и ее качество.
- Не стоит думать, что картинки с подсказками является залогом успешного обучения. Некоторые дети с РДА научились понимать расписание уроков благодаря своим одноклассникам. Одной картинкой невозможно устранить неправильные поведенческие факторы. Нужен комплексный подход.
- Вместо того чтобы говорить ребенку, что делать, лучше показать ему. Очень часто такие дети нуждаются в том, чтобы перед началом работы увидеть, каким образом должен происходить процесс. Когда процедура продемонстрирована, ребенок уже сможет выполнять действия самостоятельно, без помощи взрослого.
- Если ребенок не отвечает на вопрос учителя, то не стоит оставлять попыток узнать ответ. В поведенческом обучении существует статистика: ребенок отвечает на 3 вопроса из 4-х. Это значит, что если один ваш вопрос остался без ответа, то на 3 других он обязательно должен дать вам ответ. Если малыш не может дать его самостоятельно, учитель помогает. Но при этом ученик с РДА уясняет, что на вопросы ему все равно придется давать свои ответы.
- Не стесняйтесь повторять с учеником пройденный материал. Это позволит не только улучшить его память, но и поддержит мотивацию. Ребенок будет чувствовать себя уверенным, когда у него получится отвечать на простые вопросы.