Особенности психолого-педагогической помощи детям при расстройстве аутистического спектра

Особенности психолого-педагогической помощи детям

В связи с тем, что психологическая помощь детям, страдающим аутизмом, в первую очередь связана с возможностью стать частью общества, все методы обучения направлены на эту цель. Очень важно, чтобы действия специалистов были комплексными, и при этом учитывались индивидуальные особенности малыша.

Самое важное, что должны будут сделать психологи и педагоги с ребенком, имеющим симптомы РДА, так это вовлечь его в общение и совместную деятельность. Для этого с ним нужно наладить контакт. Нижеуказанные рекомендации по общению с детьми, страдающими аутизмом, были составлены ведущими психологами и педагогами, которые являются специалистами в данном заболевании.

Особенности психолого-педагогической помощи детям состоят в следующих моментах:

  • Когда ребенок говорит, что не хочет заходить в комнату к вам, то не стоит настаивать. Пусть остается стоять на пороге столько, сколько захочет. Это уже будет плюсом, что он не убегает от вас совсем.
  • Прежде чем пытаться завязать с ним дружбу в учебном помещении, следует позволить ему остаться в комнате самому. Так ребенок сможет исследовать помещение, и ему уже будет не так страшно.
  • Следует отказаться в комнате от ярких предметов и тех, что издают какие-либо звуки.
  • В первое время нужно соблюдать дистанцию с ребенком. Зрительные и тактильные контакты будут уместны через некоторое время.
  • Обязательно следует работать над своей интонацией, контролируя речь. Голос должен быть тихим и спокойным.
  • Не настраивать себя на то, что занятия будут проходить около часа. Если ребенок устал, то следует закончить.

Расстройство аутистического спектра требует особого отношения к ребенку в процессе его обучения.

Ведущие педагоги составили некоторые рекомендации, позволяющие улучшить обучение:

  1. Хвалить ученика с аутизмом следует не за результат, а за приложенные усилия. Обычно ученики не получают оценку за то, что «старались». Но того требуют особенности развития детей с РДА. Им важно знать, что они все делают правильно еще в процессе работы, а не после того, как получен результат. В отличие от других детей, рисование или написание букв в тетради требует большего времени. Поэтому в процессе его важно награждать. Некоторые педагоги, например, клеят в тетрадь звездочку не после окончания упражнения, а на его основных этапах. Написал предложение – держи звезду! Но при этом стоит учитывать, что важно поощрять не только само выполнение работы, но и ее качество.
  2. Не стоит думать, что картинки с подсказками является залогом успешного обучения. Некоторые дети с РДА научились понимать расписание уроков благодаря своим одноклассникам. Одной картинкой невозможно устранить неправильные поведенческие факторы. Нужен комплексный подход.
  3. Вместо того чтобы говорить ребенку, что делать, лучше показать ему. Очень часто такие дети нуждаются в том, чтобы перед началом работы увидеть, каким образом должен происходить процесс. Когда процедура продемонстрирована, ребенок уже сможет выполнять действия самостоятельно, без помощи взрослого.
  4. Если ребенок не отвечает на вопрос учителя, то не стоит оставлять попыток узнать ответ. В поведенческом обучении существует статистика: ребенок отвечает на 3 вопроса из 4-х. Это значит, что если один ваш вопрос остался без ответа, то на 3 других он обязательно должен дать вам ответ. Если малыш не может дать его самостоятельно, учитель помогает. Но при этом ученик с РДА уясняет, что на вопросы ему все равно придется давать свои ответы.
  5. Не стесняйтесь повторять с учеником пройденный материал. Это позволит не только улучшить его память, но и поддержит мотивацию. Ребенок будет чувствовать себя уверенным, когда у него получится отвечать на простые вопросы.