Особенности развития детей с зпр дошкольного возраста

На сегодняшний день около половины отстающих по школьной программе детей имеют в своем анамнезе ЗПР. Специалисты причисляют ЗПР к маловыраженным отклонениям психического развития. О ЗПР следует говорить тогда, когда ребенок не вышел из младшего школьного возраста. В других случаях следует рассматривать умственную отсталость или инфантильность. По сути, ЗПР — это промежуток между аномальным развитием и нормой.

Особенности развития детей с зпр дошкольного возраста

Особенности развития таких детей приводят к тому, что такие дети испытывают проблемы в обучении по школьной программе. Выражается это в сниженном темпе развития некоторых психических процессов и некритичными расстройствами в познавательной сфере.

Особенности развития детей с ЗПР

Развитие детей с ЗПР отличается особенностями сравнительно с принятыми возрастными нормами. Так, дети с ЗПР могут обладать такими особенностями в развитии:

  • некоторая отсталость речи;
  • повышенная конфликтность;
  • невыполнение школьной программы;
  • замедленный темп восприятия и обработки информации;
  • невысокий уровень работоспособности;
  • повышенная утомляемость;
  • пониженная любознательность по сравнению с нормами развития;
  • рассеянное внимание;
  • неустойчивость мыслительных процессов;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • поведенческая агрессивность;
  • трудности в приспособительном поведении.

Особенности развития детей с ЗПР можно сгруппировать следующим образом:

  1. повышенная пластичность эмоциональной и волевой сфер. Это выражается в неспособности длительное время концентрироваться на какой-либо деятельности;
  2. наличие трудностей в коммуникации и установлении новых контактов;
  3. наличие расстройств в эмоциональной сфере: страх, повышенный уровень тревожности, аффективные действия.

Дети, у которых присутствует ЗПР, несамостоятельны, непосредственны, не в состоянии сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью и контролировать то, чем они занимаются. Кроме того, у детей с ЗПР присутствуют нарушения координации движений, несбалансированность двигательной активности и сложность в освоении новых двигательных навыков. ЗПР характеризуется, помимо всего прочего, преобладанием механического запоминания, сниженным объемом памяти, ограниченным активным словарным запасом, сложностью с письмом и недостатками в произношении.