Особенности задержки психического развития

В большинстве случаев задержку психического развития обнаруживают, когда ребенок поступает в школу. Педагоги могут увидеть, что у потенциального школьника не хватает общих знаний. Замедленный темп психического развития может выражаться в ограниченности, незрелости мышления, а также существенном преобладании игровой деятельности над интеллектуальной.

Почему происходит задержка психического развития?

Причинами такого состояния могут быть следующие:

  • Заболевания, которые связаны с соматической системой.
  • Физические нарушения, которые приводят к ограниченности движения или мышления.
  • Серьезные поражения нервной системы, которые приводят к нарушению памяти, рассеянности внимания. У детей в таком состоянии могут возникать сложности в чтении, письме, речи, а также нарушения, связанные с личностным ростом.

Чем отличаются дети с такими нарушениями?

Несмотря на то, что задержка в развитии не несет сложный характер, оно влияет практически на все сферы жизнедеятельности малыша. Это и мышление, и речь, и память, а также восприятие и внимание.

Главными особенностями задержки психического развития являются:

  • Замедленное восприятие действительности. Оно также может быть неточным или поверхностным. Анализ отдельных эпизодов может быть правильным и полноценным, но если говорить о восприятии картины происходящего в целом, то ребенок может испытывать неудачи. Зрительное восприятие у таких ребят развито гораздо лучше, чем слуховое. По этой причине дети с задержкой в развитии лучше воспринимают материал наглядно, а не на слух.
  • Кратковременное внимание. Любой шорох за углом, разговор или что-то другое способны отвлечь ребенка от главного. Из-за этого им тяжело сконцентрировать свое внимание на одном. Когда такой ребенок сильно устанет или будет испытывать особое эмоциональное напряжение, то у него будут видны симптомы синдрома гиперактивности и повышенного внимания к себе.
  • Память запоминает некоторые части мозаики, но в целом она не может воспроизвести суть материала. То, что ребенок увидел, он запомнит лучше, чем то, что ему сказали, поэтому если родители хотят добиться запоминания правил поведения в доме или в общественном месте, то лучше сделать наглядные пособия. Дети с задержкой психического развития с трудом воспроизводят информацию.
  • Мышление ребенка будет наглядное. Образы воспринимаются им очень сложно, а если информация связана с логикой и абстракцией, то без помощи взрослого ее воспроизвести будет невозможно. Такие дети практически не могут своими силами выполнять такие действия как сравнение, обобщение. Упорядочить информацию и сделать выводы он сможет лишь в том случае, если взрослый ему поможет в этом.
  • Для речи характерно искажение артикуляции большинства звуков. Словарный запас у деток с задержкой в развитии будет ограниченным, из-за этого строить предложения и связывать их в единый рассказ может быть очень тяжело, а иногда и невозможно.
  • Настроение у детей с нарушениями в развитии психики будет постоянно меняться. Сейчас они радуются и смеются, а уже через 5 минут плачут навзрыд. Личность ребенка будет незрелой и безвольной, что приводит к быстрой внушаемости. Повышенная тревожность, приступы агрессии и конфликтность – все это признаки задержки психического развития.
  • Во время игры дети ведут себя однообразно, что связано с ограниченностью фантазии. Им трудно соблюдать правила.

Важной особенностью задержки развития психики будет и то, что справиться с этими нарушениями невозможно только с помощью активной работы родителей. Взрослые должны сотрудничать со специалистами в области обучения и воспитания, которые подберут индивидуальные программы для малыша, и будут регулярно консультировать родителей о том, какую линию поведения выбрать в общении с их ребенком.