Воспитание и обучение детей с нарушением слуха

Воспитанием и образованием детей с нарушением слуха занимается сурдопедагогика, которая основана на общих принципах педагогики. Сейчас функционирует ряд садиков и школ, в которых происходит воспитание и обучение таких детей. В такие сады принимаются дети-дошкольники. Когда ребенку исполняется семь лет, его отправляют в специализированную школу.

Воспитание и обучение детей с нарушением слуха

Для глухонемых детей в первые годы обучения предусмотрена специальная работа, развивающая словесную речь. Так, детей учат накапливать свой словарный запас, овладевать простыми грамматическими формами и сочетать слова в предложениях. Довольно специфическая сторона обучения это формирование произношения: детей учат произносить звуки, слова и фразы. Для глухонемых детей программа обучения строится на визуальном восприятии информации — чтение по губам. Кроме того, важным аспектом программы является использование тактильной и вибрационной чувствительности в рамках обучения произношения звуков.

В школе же для тугоухих шире используются возможности слуха. Это вносит разительные отличия в методику обучения по сравнению с глухонемыми.

На данный момент выделяют две основных методики обучения глухих детей: устную и жестовую.

Устная методика используется во всех детских садах компенсирующего типа. Группы составляют не более шести человек. В группы принимаются дети в возрасте полутора-двух лет. Срок обучения от четырех до пяти лет. Дети, как правило, находятся в саду всю неделю, общение с родителями происходит по выходным дням.

Положительной стороной использования такой методики является то, что ребенок с нарушениями слуха находится в специальной системе воспитания и образования. В таких заведениях есть условия для компенсации развития детей. В процессе обучения используются письменная и дактильная речь. Из недостатков стоит отметить, что создается некая замкнутость и узость круга общения, недостаток общения с родителями — это все не позволяет всегда получать высокую степень результативности реабилитации детей. Вторая методика доказала возможность семейного обучения и воспитания таких особых детей. Развивающая и коррекционная работа проводится родителями: создается речевая среда, формируется активный словарный запас, произношение при использовании правильно выбранных слуховых аппаратов. Это позволяет таким детям раньше включаться в среду слышащих детей.

Дети, которые обучаются по данной методике, как правило, ходят в обычные сады или специальные группы в обычных садах. Специальная индивидуальная работа с такими детьми ложится на сурдопедагогов. Но стоит еще раз отметить, что основная роль в воспитании принадлежит родителям. Сурдопедагог всего лишь направляет и помогает в этом деле.

Какую методику использовать зависит только от родителей. Так что к данному вопросу следует подходить во всеоружии и с достаточной информированностью. От этого зависит будущее ребенка.