Задержка речевого развития. Что делать?

Определить задержку речевого развития можно еще в раннем возрасте. Существуют определенные признаки, видя которые родитель может понимать, что их малыш отстал в речевом развитии.

Признаки и причины задержки речи

Главными признаками задержки развития речи будут такие:

  • Доречевой период протекает не должным образом. У ребенка нет обычного лепета, все вокальные «просьбы» малыша протекают беззвучно.
  • Когда ребенку около года, он должен иметь нормальную реакцию на звук.
  • В возрасте 1,5 года малыш должен пытаться подражать разговору взрослых. Это у него получается неумело, но попытки должны быть.
  • В возрасте 2-х лет ребенок должен начинать говорить. Это будут простые слова, типа «мама», «папа» или хотя бы подражанием голосам животных.
  • Отсутствие собственной речи. Это может быть серьезным сигналом к опасности в 3 года и старше. Выражаться такая задержка в речи может тем, что малыш просто произносит фразы из книжек, а собственные предложения не формулирует.

Ребенок с задержкой речевого развития

Когда родители видят один или несколько признаков, по которым можно судить о задержке речи, то стоит обратиться к логопеду и неврологу. Врачи в первую очередь должны выявить причины таких нарушений. Они могут быть связаны с двумя аспектами:

  1. Биологические проблемы, связанные с некоторыми поражениями головного мозга, внутриутробными инфекциями, родовыми травмами, перенесенными заболеваниями (менингит, энцефалит), тугоухостью у малыша. Иногда задержка речевой активности связана с наследственным фактором. Если кто-то из родителей заговорил поздно, то это может быть характерно и для его чада.
  2. Социально-педагогические сложности. Чаще всего эта причина возникает у детей, которые растут в неблагоприятной микросоциальной среде, где у них минимум речевых контактов. Необязательно семья в этом случае будет неблагополучной с социальной точки зрения. Просто в семье может быть плохо развита культура общения, и ребенку просто не у кого учиться разговору. Чрезмерная опека тоже может стать причиной задержки речевой активности. Если взрослые сиюминутно выполняют все желания ребенка, не давая ему возможность сказать, чего он хочет, то это способствует «речевой лени». Очень вредным может быть нахождение ребенка в среде, где на него льется непрерывный поток информации, несоответствующей его возрасту. Так, постоянно включенный телевизор может стать причиной задержки речевого развития. Малышу важно слышать речь взрослых, но она должна быть направлена на него. Благодаря этому он будет учиться слушать и воспроизводить информацию.

Что делать при выявлении причин задержки развития речи?

Ни в коем случае нельзя оставлять проблему на самотек. Чтобы восстановить речевую способность малыша, нужно в первую очередь учитывать причину, по которой такая проблема возникла. Если виной тому стали социально-педагогические упущения, то в первую очередь нужно восстановить благоприятную обстановку для дальнейшего развития. Кроме того, важно правильно подобрать речевой материал для малыша и регулярно демонстрировать ему правильную речь. Постоянные разговоры с ребенком, которые могут быть просто комментариями его действий, могут улучшить его речевую активность.

Когда причиной задержки речевого развития будут нарушения работы мозга, кроме вышеуказанных усилий родителей, невролог обязательно назначает индивидуальное лечение. Оно может включать в себя прием ноотропных средств, магнитотерапия, массаж и другие методы.

Очень полезным может стать помощь детского психолога, который занимается развитием речи. Специалист подскажет родителям, какие познавательные игры позволят ускорить процесс развития речи. Кроме речевых занятий, для малыша немаловажными могут быть игры, позволяющие развивать мелкую моторику рук (рисование, лепка и тому подобное).

Чем раньше были выявлены задержки речевого развития, тем более эффективным будет лечение этого нарушения. Как правило, устранение социальных проблем и грамотно подобранное лечение позволяют деткам с задержкой речи догнать своих сверстников уже к школьному возрасту.