Мы не делим детей по нарушениям, мы просто вместе отдыхаем!
НАБОР В ЛАГЕРЬ 2019 года ЗАКРЫТ!
На время оказаться в месте, где царит полная инклюзия, где каждый ребенок чувствует себя значимым, где инклюзия проходит под присмотром опытных педагогов, где границы по-настоящему исчезают, где есть возможность для всех проявить себя, показать себя, научиться заботе, доброте и выдержке.
Проект лагеря “Подсолнух” – уникальный. После поездки твоя жизнь делится на жизнь до лагеря и после лагеря. Побывав здесь, ты никак не сможешь остаться прежним. Лагерь открывает нового тебя.
Для ребенка, имеющего нарушения в развитии, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс. Особенности такого ребенка вносят серьезные искажения в прохождение им каждого этапа своей жизни. Поведение таких детей не вписывается в стандартные рамки, непонятно окружающим и не принимается ими.
Л. С. Выготский неоднократно отмечал, что нельзя понять процесс развития ребенка с отклонениями в развитии без анализа социальных условий, в которых совершается его взаимодействие и сотрудничество с окружающей средой. Органическое нарушение в развитии ребенка создает почву для возникновения особенностей, являющихся, прежде всего, препятствием для общения в коллективе, для развития правильных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми людьми, что в свою очередь способствует недоразвитию высших психических функций, которые при нормальном течении развития формируются в коллективной деятельности. Основной путь социальной компенсации дефекта он видел в нормализации общения аномального ребенка с окружающими. Дети с нарушениями в развитии попадают в ситуацию «социального вывиха», они с трудом перенимают общественный опыт и, чаще всего, не присваивают способы его усвоения.
Для данной категории детей такая «ситуация» без целенаправленной коррекционной помощи со стороны специалистов становится практически неразрешимой.
Реабилитацией детей с нарушениями развития, как правило, занимаются в коррекционных центрах, т.е. в среде, которая сама по себе не является подобием и даже приближением к нормальному социуму, хотя, конечно, в такой специфической среде можно решать коррекционно-педагогические задачи. Вместе с тем есть задачи, для решения которых необходимо включить ребенка в среду, близкую к обычному социуму.
В Детском центре «Подсолнух» в 2008 году была разработана программа создания инклюзивного лагеря для детей, посещающих центр.
Целями создания программы явились:
- создание специфической обучающей и воспитывающей среды, будучи включенным в которую, ребенок со специальными образовательными потребностями сможет реализовать свои личностные возможности;
- социально-психологическая реабилитация семей, воспитывающих детей с множественными нарушениями в развитии.
Для решения поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
- создание материально-технической базы лагеря;
- подготовка педагогического состава (педагоги-дефектологи, психологи, волонтеры);
- разработка индивидуальных развивающих программ для детей для обеспечения непрерывного образовательного и воспитательного процесса;
- обеспечение полноценного оздоровительного отдыха;
- организация и проработка ежедневного плана мероприятий;
Подготовка к лагерной смене начинается задолго до отъезда участников.
Дети, посещающие центр, имеют различные по уровню тяжести нарушения и диагнозы. При отборе детей, участвующих в смене, прежде всего, учитывается мотивация семьи ребенка. Возраст детей может быть различным – от 3-х до 18-ти лет.
В состав лагерной смены входит профессиональная педагогическая команда, состоящая из педагогов-дефектологов, психолога, медика, музыкального руководителя, специалиста по лечебной физкультуре.
Для каждого ребенка составляется план с учетом особенностей ребенка и в зависимости от задач, поставленных специалистами.
На подготовительном этапе проводится обучение волонтеров, которые входят в состав лагерной смены.
Волонтеры – студенты педагогических вузов, которые добровольно взяли на себя роль сопровождающего.
Волонтеры как участники смены должны обладать следующими качествами:
1. толерантность;
2. легкость вступления в контакт с коллегами и детьми;
3. общительность (умение говорить и слушать);
4. высокая работоспособность;
5. ответственность;
6. творческий подход к работе;
7. инициативность;
8. оперативность, способность быстро найти выход из любой сложившейся ситуации;
9. дисциплинированность;
10. эмоциональная устойчивость.
Каждый волонтер прикреплен к определенному ребенку и на момент отъезда в лагерь уже знает особенности ребенка и его семьи.
Лагерная смена организована в живописном, экологически чистом месте на базе лагеря доброхотов в музее-усадьбе «Тригорское».
Пространство лагеря хорошо организовано. Его территория содержит несколько функциональных зон:
- жилая зона;
- столовая и кухня;
- спортивная зона;
- игровая площадка;
- костровая зона.
Распорядок дня лагерной смены четко построен. В программу дня входят разнообразные виды деятельности:
- спортивные игры;
- прогулки по лесу;
- коррекционные групповые и индивидуальные занятия;
- занятия по социально-бытовой ориентации;
- экскурсии;
- тематические вечера.
Основной принцип работы в лагере – вариативность форм работы и гибкость их применения; использование той или иной формы в зависимости от задачи, которая решается с конкретным ребенком. Коррекционная работа ведется в процессе всех занятий. В лагере созданы условия для общения с каждым членом коллектива. Деятельность организована таким образом, что у каждого есть возможность проявить свой творческий потенциал.
Вовлеченные в общую жизнь, дети при постоянной поддержке педагогов, волонтеров, начинают участвовать в жизни коллектива и приобретать новые навыки общения. Они становятся более заинтересованными и эмоционально увлеченными.
Дети с нарушениями развития, получают богатый, разнообразный, неоценимый опыт общения с множеством новых людей, как взрослых, так и своих сверстников. Они могут использовать приобретенные в ходе коррекционных занятий навыки в различных реальных жизненных ситуациях. Опыт взаимодействия в условиях лагерной смены создают ребенку ощущение защищенности и безопасности социального окружения. У детей формируется самостоятельность, чувство ответственности и независимости.
Нормально развивающиеся дети в условиях инклюзивного лагеря приобретают для себя новый опыт общения со сверстниками, имеющими нарушения развития, осознавая трудности, с которыми сталкиваются инвалиды. Они учатся принимать различия, это воспитывает у них чуткость, толерантность. Так формируется значительная социальная ответственность.
Волонтеры получают реальные возможности круглосуточного общения с детьми, имеющими нарушения развития, что обеспечивает улучшение личностных качеств педагогического состава, дает возможности роста профессионализма.
Педагоги в процессе тесного общения с детьми, могут решить ряд диагностических задач, необходимых для дальнейшей успешной коррекционно-педагогической работы.
Таким образом, создание инклюзивного лагеря является важнейшим средством социально-педагогической реабилитацией детей с отклонениями в развитии, необходимым звеном системы непрерывной коррекционно-педагогической работы.
Фото галерея
Каждый день в лагере богат на события.
Волонтер инклюзивного лагеря «Подсолнух» Евгения Щербакова: «Ни за что бы не сменила профессию!»
Волонтер в инклюзивном лагере Юлия: «Всем нам хочется пожелать настоящей любви»
Хочешь стать волонтером и поехать с нами летом в лагерь? Позвони нам: +7 (926) 246-2671